Четыре этапа деградации украинских СМИ

Четыре этапа деградации украинских СМИ

Ещё летом во Львове состоялось мероприятие под названием VIII Lviv Media Forum 2021, охарактеризованное его устроителями как «самая большая медиаконференция Центрально-Восточной Европы»

К данному событию Украинский фонд культуры, упомянутый форум и портал Liga приурочили выход совместного спецпроекта «Четыре поколения украинской журналистики: от 1990-х до наших дней». Он был представлен как рассказ «о четырёх поколениях украинской журналистики, о людях, которые влияли на ее развитие, и тех,кто видел, как развивается, на что влияет и с какими вызовами сталкивались журналистика и журналисты за эти годы». Авторы разбили его на четыре периода. В каждом отмечаются знаковые события, персоны и ресурсы, характеризующие путь украинской журналистики, так сказать, «через тернии – к звёздам». За празднованием юбилея незалежности и последующими событиями этот проект остался в тени, а между тем он очень интересен в плане понимания того, что из себя представляла так называемая украинская журналистика на заре 90-х и во что она превратилась за тридцать самостийных лет.

Итак, первый период. 1991–1999 годы.

По мнению создателей проекта, событиями, достойными войти в исторические анналы, стали, например, выпуски новых печатных рупоров власти («Правительственный курьер» и «Голос Украины»), газеты «Украина молодая» и эскорт-издания KievPost. А также открытие в Киеве офиса украинской редакции «Радио «Свобода»»*. Уже сии примеры свидетельствуют о тенденциозности в подборе материала для юбилейной «летописи».

Кстати, «вехой» считается и то, что газета «Комсомольское знамя» была переименована в «Незалежність». Очень показательно переобулись украинские комсомольцы! До 1995 года издание имело тираж 1,5 млн экземпляров, поскольку промывание мозгов молодым людям щедро поддерживалось, однако после поддержка «Независимости» исчезла, и уже в 2000 году она перестала существовать – деньги закончились.

Упоминаются также первые коммерческие телестудии. Так, канал ICTV, начавший вещать в 1992 году, создавали совместно с самостийной Украиной американцы – корпорация Story First Communications. Печатный еженедельник «Зеркало недели» – тоже проект, уходящий корнями в США (год рождения – 1994-й). В 1995-м Джед Санден – тоже американец – основал KyivPost Україна.

Середина 1990- х – это также время рождения канала «Интер», ставшего эрзацем Общественного российского телевидения. Родился и телеканал «1+1» – на сегодня самая отвратительная по уровню лжи телевизионная помойка. Но тогда, в 90-х, как говорится, ничто не предвещало такого финала, основали «плюсы» Олександр Роднянский, Вадим Рабинович и Борис Фуксман, его «фишкой» были телесериалы.

Чуть позднее, в 1997-м появился телеканал СТБ, и снова не без помощи американцев, а именно корпорации «Интерньюз нетворк». Иначе говоря, в 90-е американские «друзья Украины» приложили колоссальные усилия к созданию на Украине нового информационного пространства, которое послужило им в дальнейшем и служит сейчас.

Второй период – 2000-2008 годы. Самой значительной фигурой назван Георгий Гонгадзе, а ключевыми СМИ – проамериканская «Украинская правда», «Корреспондент» (основатель которого – всё тот же Джед Санден), плотно сидящая на западных грантах «Телекритика», крайне популярная на Галичине «Львовская газета». Утверждается, что в 2003-м «ЛГ» имела самый высокий рейтинг среди украинских изданий, но на самом деле она была известна исключительно за рекой Збруч.

Среди других «эпохальных» событий – запуск «Пятого канала» и создание Киевского независимого медиапрофсоюза (КНМП), объединившего под своим крылом многих «грантоедских» борзописцев. Забегая вперёд, замечу, что после государственного переворота 2014 года эта контора ни словом не обмолвилась в защиту журналистов, подвергавшихся репрессиям майданной хунты. Равно и как в защиту сотрудников СМИ, запрещённых уже Зеленским.

Третий период – 2009-2014 годы. Здесь самые главные «достижения» таковы: появление украинской версии телеканала Euronews и создание движения движения «Стоп цензуре». Как пишут сами авторы проекта «Четыре поколения…», медийщики «объединились против власти Януковича и цензуры, которая была навязана». Но вот ведь загадка: во времена «нечуваной свободы слова» Порошенко и во времена цензуры Зеленского это движение никак себя не проявило, молчит как рыба об лёд.

В 2013-м научились летать новые информационные пташки «Громадське радіо» и «Громадське ТВ». Но никакого отношения к «громаде» (обществу) они не имели – это птенцы гнезда Сороса, созданные на гранты его фондов и заточенные, прежде всего, на «революцию гидности».

К информационным вехам этого периода отнесены журнал «Новое время» Томаша Фиалы и, не поверите, центра «Миротворец»!

Впрочем, уже в новом, четвёртом периоде 2015–2021 гг. такой же вехой числится создание «Минстеця» – министерства информации и пропаганды на манер геббельсовского ведомства, конвейера писанины о «подвигах» украинских карателей на Донбассе. Так что удивляться, собственно говоря, нечему.

Среди всей этой шелухи вскользь упоминается убийство журналиста и телеведущего Олеся Бузины, которого не потребовал раскрыть никто из «медиапрофсоюза» и ему подобных организаций.

Зато достижением украинской журналистики считается то, что ни одно издание больше «не называет донецких сепаратистов ополченцами». В конце тридцатилетнего пути «становления» украинская журналистика пришла именно к этому. А также к тому, что запрещённые Зеленским телеканалы, «частично группа «Інтер», издание Страна.ua, которое находится под влиянием различных пророссийских политических сил, и газета «Вести» – «гнездо» открытой пророссийской пропаганды»…

Это плоды полной деградации журналистики как профессии.

Четыре периода, заявленные авторами проекта, – это не путь «через тернии к звёздам», а просто этапы этой деградации.

Георгий Бородин, Одна Родина

* — СМИ, признанные иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ.

-->