Осень для телевидения — время крайне важное: стартует новый сезон, поэтому различные каналы стараются не ударить лицом в грязь и всеми возможными средствами пытаются заманивать зрителей. И так каждый год. В 2019-м в процесс привлечения внимания публики включился и Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Решение этого органа обратиться в суд с иском об аннулировании лицензии канала NewsOne стало настоящей информационной бомбой и вызвало к жизни очередное бурление страстей.

Сразу же захотелось спросить: а что, собственно, происходит в стране со свободой слова? Со свинцовыми мерзостями порошенковского режима вроде бы покончено, но почему тогда Нацсовет поступает совершенно в духе «майданной» пятилетки?

Для начала вспомним, как о деятельности СМИ говорил Зеленский, пребывая в статусе кандидата в президенты. За исходную точку возьмем интервью Владимира Александровича, которое он дал «РБК-Украина» за пару дней до второго тура выборов. Их будущий победитель всячески выставлял себя сторонником свободы слова и мечтал о независимости телевидения. Также Зеленский критиковал блокировку «Одноклассников» и «ВКонтакте», причем делал это настолько обтекаемо и двусмысленно, что можно было надеяться на скорую отмену запрета.

Скоро исполнится полгода приходу во власть новой команды, а российскими соцсетями по-прежнему нельзя пользоваться без VPN. Схожая ситуация наблюдается и со СМИ. В июле Офис президента заявлял о создании Совета по вопросам свободы слова, поскольку на улице Банковой жаждут слышать голос медиасообщества. Данную новость дружно распространили многие информагентства, на том дело и кончилось.

А вот Нацсовет вполне себе действует и продолжает выполнять свою цензорскую функцию. В начале мая в отставку ушел Юрий Артеменко, руководивший регулятором с 2014-го. Назначал его Порошенко, и уход председателя выглядел логичным. На прощание Артеменко написал длинное обращение, где подвел итоги «славных» трудов: «…была ограничена трансляция около 80 телепрограмм государства-агрессора. Зато за это время родилось свыше 50 наших родных, украинских, спутниковых телеканалов». Тут бы добавить фразу «никому не нужных и никому не интересных украинских спутниковых телеканалов», но Артеменко подобного не скажет никогда.

В заключение экс-председатель добавил: «…новые люди, которые придут на мое место и в будущем на места моих коллег, убежден, продолжат то, что с таким трудом мы начинали в середине 2014 года…».

И как в воду глядел! Правда, за исключением Артеменко все остались на местах, а в роли исполняющей обязанности главы Нацсовета стала выступать Ольга Герасимюк, ранее являвшаяся первым заместителем председателя. В общем, перемены свелись к «перестановке кроватей в борделе», и не более. За примерами далеко ходить не надо. Так, в августе Нацсовет вместе с СБУ прекратил трансляцию российских каналов в гостинично-ресторанном комплексе «Хуторок» в городе Смела (Черкасская область). Сия «спецоперация» описывается на сайте регулятора со звериной серьезностью, хотя понятно, что кто-то донес в СБУ, сотрудники Службы безопасности и Нацсовета заявились к владелице заведения и пообещали проблемы. Возможно, даже получили на лапу или бесплатно пообедали, а скорее и то, и другое.

Также Нацсовет не скупится на предупреждения телеканалам. Не сообщили зрителю о «Дне героев Небесной сотни» — получите. Забыли о «Дне памяти жертв геноцида крымскотатарского народа» — опять получите. Траурных дат в «незалежной» сейчас наплодили много, и запутаться в них проще простого. Допустим, 8 сентября отмечалось 75-летие начала депортации украинцев Лемковщины, Надсанья, Холмщины, Южного Подляшья, Любачивщины и Западной Бойковщины. И если какой-то ТВ-вещатель не поставил на экране черную ленточку и горящую свечку, то быть ему с предупреждением, а там, глядишь, и вопрос о лицензии встанет.

Впрочем, до середины лета Нацсовет сидел тихо и никак не мог провести очередное заседание. Однако тут случилась история с несостоявшимся телемостом между Украиной и Россией, который собирался провести NewsOne. Регулятор мгновенно собрался, постановил устроить внеплановую проверку телеканала и обратился к Верховной Раде за дополнительными полномочиями.

Параллельно возникла коллизия с каналом «112 Украина». Сначала выстрел из гранатомета, потом следствие, начатое СБУ, и — суд. Нацсовет тоже не дремал. Он стал искать связь Виктора Медведчука с NewsOne, «112-м» и ZIK. Доказательств не обнаружили, но зампредседателя совета Ульяна Фещук доложила на заседании Верховной Рады (предыдущего созыва), что со «112-м» у регулятора тридцать три судебных дела, с NewsOne идет тяжба по восемнадцати штрафным санкциям.

1 августа Нацсовет занялся срочной проверкой пяти региональных телекомпаний, транслировавших эфир канала «112». Подозреваемым «шили» нарушение лицензии. А накануне Дня независимости приобретший в последнее время широкую известность Сергей Костинский сообщил: совет обратится в суд для аннулирования лицензии NewsOne. Поскольку общественность сосредоточилась на том, как пройдет предстоящее празднование, будут беспорядки или нет, новость проскочила незамеченной.

Наступило 5 сентября, и состоялось то самое заседание, получившее скандальную известность. Возле здания Нацсовета и внутри было жарко. На улице противостояли друг другу два пикета, что закономерно привело к потасовке, пусть и небольшой. Непосредственно в зале заседаний орали друг на друга ультраправые в лице пресловутого Карася и нардеп от «Оппозиционной платформы» Волошин. Взаимные оскорбления, крики «падла», «кусок г..на», «урод», «путинский холуй» и едва не начавшаяся драка — все транслировались NewsOne в прямом эфире.

Нацсовет в итоге единогласно признал канал разжигателем межнациональной вражды и постановил обратиться в суд для аннулирования лицензии. Затем заседание продолжилось, и в его ходе назначили внеплановую проверку телеканалу ZIK. Как говорилось выше, аналогичной процедуре подвергли NewsOne и последствия для него оказались очень неприятными.

Пострадавший ТВ-вещатель, естественно, шумно реагировал на происходящее: встречный иск, жалобы высокому представителю ЕС, комментарии депутатов, мнение экспертов, заявления о введении цензуры — в общем, информационную волну подняли знатную. Это вполне оправданно, тем более решение Нацсовета шито откровенно белыми нитками. К тому же непонятно, суду ли вообще заниматься проблемой лицензии.

Неназванный сотрудник NewsOne пообщался с украинским изданием «Вести» и поделился соображением: атака на телеканал — попытка Нацсовета привлечь внимание и доказать полезность новой власти. Рациональное зерно здесь имеется. Во-первых, регулятор попал в коррупционную историю с закупкой оборудования. Государственное бюро расследований открыло уголовное производство, и сумма возможной растраты превышает 100 миллионов гривен. Герасимюк кивает на экс-председателя Артеменко и призывает того прийти в суд и внести ясность. Но сама-то она в совете с 2014-го, и не факт, что следствие ее не коснется.

Также у «Слуги народа» есть замысел вообще ликвидировать Нацсовет и слить его с Гостелерадио. И эти планы уже обнародованы. Произойдет ли объединение, пока сказать трудно. Однако новый законопроект «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» в Раду внесли в первые дни сентября. Речь в нем идет об изменении порядка формирования регулирующего органа. Для Герасимюк, Костинского и прочих вроде бы не страшно, хотя кто знает, куда повернется, а потому смысл суетиться есть.

А тут еще и «война», объявленная Зеленским Медведчуку. Президент грозится и сыплет обвинениями в адрес главы политсовета «Оппозиционной платформы», обещает раскрыть источники финансирования партии. Синхронно в СМИ идет накат на депутата и спонсора данной политсилы Тараса Козака, который как раз является владельцем NewsOne, «112-го» и ZIK. «Радио Свобода» посвятило нардепу и его гражданской жене большое расследование в рамках программы «Схемы: коррупция в деталях». В финале содержался призыв к правоохранительным органам обратить свой взор на Козака.

По странному совпадению новый выпуск «Схем» выложили на YouTube в тот же день, когда Нацсовет принимал скандальное решение по NewsOne и назначал проверку канала ZIK. Согласованные ли здесь действия или нет, в принципе, неважно. В любом случае то, что мы сегодня наблюдаем, не имеет ничего общего со свободой слова и с грезами Зеленского о независимом телевидении.

Зато вечером 6 сентября на канале «Украина» в эфир вышла «Свобода слова Савика Шустера». В студии сидели глава Офиса президента Андрей Богдан, председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков, мэр столицы Виталий Кличко и другие известные политики. Похоже, власть-таки определилась, кому быть ее любимой «телевизионной женой». Кстати, о NewsOne в передаче Шустера не произнесли ни слова.

Алексей Ткачук, ИА Альтернатива

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки