Международная неправительственная правозащитная организация Freedom House раскритиковала планы украинского правительства ввести с помощью специальных технических средств проверку блокировки запрещенных сайтов с помощью специальных устройств. По мнению правозащитников, это слишком большое искушение для сотрудников спецслужб, они не преминут воспользоваться этими возможностями контроля над информационными потоками и личными данными нарушителей запрета на трансляцию.

«Несмотря на то, что формально проект постановления правительства на этот счет можно рассматривать как законное основание, это может стать рычагом давления», — заявил в интервью Deutsche Welle директор представительства организации на Украине Мэтью Шааф.

«Если система будет установлена, то у спецслужб появится прямой доступ ко всему трафику провайдеров. На примере других стран мы видим, что это мощная власть, и после получения такого контроля спецслужбам будет очень сложно не воспользоваться моментом», — считает он.

Напомним, что в конце февраля Национальная комиссия по государственному регулированию связи и информатизации одобрила проект постановления правительства, которое предполагает установку у провайдеров специального технического оборудования под предлогом соблюдения ими режима блокировки запрещенных сайтов.

«Украинская власть ограничивает свободу слова под предлогом национальной безопасности», — уверены в Freedom House.

Однако на подобные вызовы, по мнению директора представительства организации на Украине, стоило бы отвечать не цензурой, а объяснением, что такое информационная война и пропаганда. «Чтобы люди знали, где можно найти достоверную информацию, и могли сами принимать решения относительно ее достоверности», — считает Шааф.

Еще весной прошлого года Украина объявила о введении санкций в отношении целого ряда российских интернет ресурсов под предлогом защиты национальных интересов. В список попал ряд СМИ и IT-компаний, в том числе «Яндекс» и все его сервисы, Mail.ru Group и входящие в нее соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также телеканалы РБК, «ТВ Центр», ВГТРК, «НТВ Плюс» и «Звезда», а также сайт News Front.

Украинские провайдеры обязаны были заблокировать доступы к этим ресурсам на три года.