Около 10 дней назад портал Balkan Insight опубликовать статью под заголовком «Новый медийный блок в Черногории: России с любовью». За комментарием обратились и ко мне. Наученный негативным опытом, который был у меня в прошлом году с журналистом Ильей Азаровым, порталом «Медуза» и частично с русской редакцией ВВС, я согласился с условием, что мое интервью будет опубликовано полностью.

 

Журналист принял условие, с тем, что на английском мои ответы будут даны в немного сжатой форме. Я согласился.

Через месяц после интервью, за день до публикации статьи, я получил от журналиста Balkan Insight информацию, что из моего комментария будет убрано несколько ключевых оценок. Конечно, я не согласился и от публикации отказался. На следующий день, когда материал вышел, стало понятно, что я своими ответами наперед обессмыслил все то, что это финансируемое Западом СМИ пыталось преподнести. Поэтому им нужна была цензура.

В последние годы заметны т.н. «патриотические» и радикально националистические порталы, которые множатся как грибы после дождя, а живут всего ничего. Почти вся публикуемая ими информация – глупости и ложь, вроде того, что «Путин выдвинул ультиматум албанцам срочно вернуть Сербии Косово». Кому это на пользу, а кому во вред, сложно сказать. Именно такие СМИ Balkan Insight попытался выставить инструментом, с помощью которого российское государство защищает свои стратегические цели, а редакторов этих СМИ, помимо двух дежурных русофобов, попросила о комментарии.

Мне жаль, что они пообщались и с моим другом, храбрым журналистом Гойко Раичевичем, который к этому обществу не относится. Еще один серьезный журналист, Никола Маркович, главный редактор портала «Дан» дал странное и неясное заявление. Не удивлюсь, если дело в цензуре.

Мои ответы, на цензуру которых я не согласился, можете прочитать в продолжении текста. Как говорится – «кто о чем, а западные зааганжированные СМИ — о российской медийной экспансии на Балканах».


Balkan Insight: По Вашему мнению, существует ли стратегия России по использованию СМИ в Черногории ив регионе, с целью усиления политического влияния, и после вступления Черногории в НАТО?

— Любая страна имеет право легитимно работать в информационной сфере, расширять политическое влияние и реализовывать стратегические цели. США и другие западные страны в Черногории делают уже три десятилетия, с основания Американского центра в Подгорице в 80-е.

Концерт «Вести», самое влиятельное СМИ в Черногории, которое недавно праздновало 20-летие, существует благодаря вложениям США. Благодаря грантам и другим неформальным видам поддержки они существуют все это время.

Российская стратегия в сфере СМИ, вероятно, существует, но ее ресурсы несравнимы с прозападной медийной сетью на Балканах, особенно в Черногории. В нашей стране нет СМИ, которое бы получало финансовую поддержку из России.

Скажем, «Дан» чуть меньше года распространяет вкладку «Русской речи». Инициатива шла не из России, а от владельца «Дана». Эта вкладка не касается политических тем.

Balkan Insight: Как вы объясняете тот факт, что в Черногории зарегистрировано десятки печатных и электронных СМИ на русском языке, Спутник и News Front значительно расширили свои издания в Сербии, а за последние месяцы открыто еще несколько порталов, которые ведут пророссийскую политику?

— При всем уважении, вы своим вопросом демонстрируете непонимание медийной ситуации в Черногории. Какие десятки СМИ на русском языке зарегистрированы в Черногории? Кроме ежемесячника «Русский вестник», портала Montenegro Today и Оpen Мonte, больше ресурсов на русском в Черногории нет. Эти СМИ не занимаются политикой, только темами, связанными с жизнью русской диаспоры в Черногории, которая в туристический сезон вырастает до нескольких десятков тысяч человек. Эти ресурсы не появились недавно, им около десяти лет. Ранее в Черногории было и русское радио «Море», которое больше не существует.

Незнание вещей демонстрируете и упоминанием News Front. Это агентство, которое располагает весьма скромными ресурсами. Их единственный постоянный сотрудник на Балканах – гражданка России Оксана Сазонова. Для, как вы говорите, «значительного расширения», у агентства просто нет возможностей.

Могу частично согласиться с тем, что «Спутник» активизировался в последнее время. Насколько я знаю, в Белграде у них 10 сотрудников, что в 20 раз меньше, чем у черногорских «Вести». Ресурс Блиц, Данас, ТВ N1 и Б92, несравнимы с ресурсом «Спутника».

Что касается части вопроса о пророссийских порталах, я бы сказал, что показываете наивность. Кроме порталов «Факты» и «Восток», не вижу в Сербии ни одного серьезного портала с пророссийской политикой редакции. Вы же не думаете, что ура-патриотические и радикально националистические порталы, которые актуальные темы передают как сенсации, как-то связаны с российским государством или серьезными общественно-политическими организациями?

Игорь Дамьянович, Черногория

Перевод с сербского: Оксана Сазонова