25 марта исполняется год как в Украине запустился процесс борьбы с инакомыслящими телеканалами и альтернативной точкой зрения

 

Годовщина по свободе слова

 

Однобокая подача информации лишает человека умения критически мыслить. А когда человек не относится к предлагаемой ему информации скептически, пропадает желание эту информацию проверять. Следовательно, публика воспринимает всё, что преподносят им СМИ за чистую монету и без разбору. Такова технология манипуляция сознанием масс. И она стара как мир.

 

В случае же с Украиной подобная технология была приведена в действие ровно год назад. Тогда на официальном уровне было объявлено о «российской агрессии». Чтобы украинцам не было страшно в «войне с Россией», СМИ, а также отдельные публичные личности уверили, что в этой борьбе на стороне Украины стоит весь мир. В особенности, страны Западной Европы и США.

 

В свою очередь, для того, чтобы какая-либо информация, противоречащая этому постулату, не просочилась в медиа пространство, с ней начали бороться. Следовательно, те СМИ, которые осмелились разоблачать миф о бескорыстной и всеобъемлющей помощи Запада Украине, попали под запрет.

 

Все мы помним, как ЕС и США обещали украинцам бесконечный поток денег и оружия в этой неравной борьбе с могучим российским агрессором. Однако, увы или к счастью, даже пресловутый безвизовый режим украинцам предоставить так и не соизволили. Что уж говорить о вступлении в НАТО или Евросоюз.

 

И так уж вышло, что о подобных вещах могли рассказать преимущественно российские телеканалы. Только у них был ресурс вещать на всю Украину – по советским предпосылкам корней из общего государства. Таким образом, они попали в зону риска. Ведь Украина после Майдана – это уже не то государство, которое было при Януковиче. В новой Украине критиковать действия власти и разоблачать пагубность некоторых элементов «единственно верной» европейской интеграции стало запретным.

 

И вот 25 марта 2014 года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания обратился в суд с иском о признании программ ряда российских телеканалов такими, что не соответствуют законам Украины. Также суд попросили запретить их трансляцию. В перечень телеканалов попали «Первый канал», «РТР – Планета», «Россия – 24», «НТВ – Мир» и другие.

 

Крайне примечательно заметить, что основания для этого иска является то, что Российская Федерация не входит в Европейский Союз. А значит, согласно части 2 статьи 42 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» российские телеканалы обязаны адаптировать содержание к правовому полю Украины.

 

Выходит, европейские телеканалы украинский закон такой адаптации не требует. Иначе говоря, по каким-то неизвестным причинам содержание всех телеканалов Евросоюза является априори подходящим и правильным для всех украинцев. И это зафиксировано законом. Возникает вопрос – а спросили ли украинцев разрешения на такие «бонусы» для европейских каналов?

 

Затем в августе 2014 года всем публичным и внутренним кабельным сетям было запрещено транслировать вещание 14 российских телеканалов. Запрет касается школ, больниц, гостиниц, домов отдыха и других общественных зданий. И, конечно же, по мнению советника главы МВД Геращенко, причина запрета – разжигание ненависти и розни между украинскими гражданами.

 

Сегодня же мы имеем ситуацию вокруг уже украинского телеканала «112». Напомню, что в феврале 2015 года канал стал перед угрозой закрытия. Причина тому — трансляция ток-шоу «Шустер-лайф», благодаря живому формату которого иная точка зрения изредка просачивалась в эфир. В связи с этим канал «112 Украина» инициировал сегодня создание международной комиссии по анализу ситуации со свободой слова в Украине.

 

Теоретически, стоит признать, рациональное зерно в таких действиях есть. Если мы и в правду воюем с Российской Федерацией, то российским телеканалам в Украине не место – хотя бы на время войны. Однако здесь возникает два вопроса: во-первых, идёт ли война с Россией на самом деле, а не происходит банальный передел активов между внутренними олигархическими кланами? Ведь информация о вероятности последнего сценария пресекается молниеносно и жёстко, а значит, более похожа на правду.

 

А второй вопрос — что украинская власть предложила украинцам взамен российских телеканалов? Ведь, по сути, произошла некая монополизация точки зрения. Она в Украине осталась только одна и единственно верная. Но где же вторая и третья, как это предусматривают основы демократии? Не хочет же власть сделать из народа одинаково мыслящую однотипную массу..?

 

Максим Безухов