Как Associated Press сотрудничало с нацистами. The Guardian, Великобритания

   Дата публикации: 01 Апрель 2016, 08:30

 

Историк из Германии выяснила, как информационное агентство сохранило возможность работать в 1930-х годах, пообещав не пытаться ослабить режим Гитлера.

Офис AP

 

Информационное агентство Associated Press напрямую сотрудничало с гитлеровским режимом в 1930-х годах, снабжая американские газеты информацией, отобранной и подготовленной нацистским министерством пропаганды. Об этом свидетельствуют архивные документы, обнаруженные германским историком.

 

AP работа на Германию

«Нелюди» — публикация Associated Press о советских войсках.

 

Когда нацистская партия взяла власть в Германии в 1933 году, то ее первой задачей было приведение в соответствие со своими целями не только германских, но и международных средств массовой информации. В течение года был запрещен The Guardian, а в 1935 году даже такие крупные американские агентства, как Keystone и Wide World Photos были вынуждены закрыть свои бюро, так как нацисты обвиняли их в найме еврейских журналистов.

 

Associated Press, называвшее себя «морской пехотой журналистики» («Первыми приходим, последними уходим»), было последним западным информационным агентством, остававшимся в гитлеровской Германии до 1941 года, когда США вступили во Вторую мировую войну. Оно оказалось в преимущественном положении, став основным источником новостей и фоторепортажей о жизни в тоталитарной стране.

 

В статье, опубликованной в научном журнале Studies in Contemporary History, историк Харриет Шарнберг (Harriet Scharnberg) показывает, что АР сохранило возможность работать, только согласившись на взаимовыгодное двустороннее сотрудничество с нацистским режимом.

 

Базирующееся в Нью-Йорке информационное агентство согласилось уступить контроль над своей работой, подписав так называемый Schriftleitergesetz (закон редактора), по которому пообещало не публиковать материалы, «рассчитанные на ослабление Рейха внутри страны и за ее пределами».

 

Закон требовал от АР нанимать репортеров, работавших на отдел пропаганды нацистской партии. Один из четырех фотографов, нанятых АР в 1930-х годах, Франц Рот (Franz Roth), служил в пропагандистском подразделении СС, военизированной структуры, и фотографов этого отделения Гитлер выбирал лично. После публикации статьи Шарнберг АР удалило фотографии Рота, но в предварительном просмотре их все еще видно из-за «проблем программного обеспечения».

 

АР также разрешило нацистам использовать фотографии из своего архива для иллюстрирования своей крайне антисемитской литературы. Фотографии АР были использованы для иллюстрирования самой известной брошюры СС Der Untermensch («Недочеловек»), а также издания «Евреи в США», призванной продемонстрировать деградацию американских евреев. На обложку была помещена фотография мэра Нью-Йорка Фиорелло ЛаГардии, который ел с тарелки руками.

 

Опубликованное незадолго до 170-й годовщины основания АР исследование поднимает не только тяжелые вопросы о роли агентства в сокрытии истинной природы нацистского режима в первые годы его существования. Это также ставит вопросы о сотрудничестве агентства с современными тоталитарными режимами.

 

Хотя сделка с АР позволила ознакомить Запад хотя бы поверхностно с репрессивным обществом, иначе оставшимся бы совершенно скрытым от глаз — за что в 1939 году берлинский репортер агентства Луис Локнер (Louis P Lochner) получил Пулитцеровскую премию — она также помогала нацистам скрывать свои преступления. Шарнберг, историк из Университета Мартина Лютера в Галле, утверждает, что сотрудничество АР с нацистским режимом позволило «представить войну на уничтожение в качестве обычной войны».

 

В июне 1941 года нацистские войска вошли в Львов, город на Западной Украине. Обнаружив массовые убийства, совершенные советскими войсками, германские военные оккупанты организовали погромы против еврейского населения города, «чтобы отомстить».

 

Фотографии мертвых заключенных в львовских тюрьмах, сделанные Францем Ротом, были выбраны Гитлером для передачи АР.

 

«Вместо того, чтобы опубликовать фотографии погромов во Львове, продолжавшихся несколько дней, и унесших жизни тысяч евреев, АР показывало читателям фотографии жертв советской полиции и „жестоких“ военных преступников из Красной Армии», — сказала Шарнберг The Guardian.

 

Статья Ассошейтед Пресс

 

«В этом смысле можно сказать, что эти фотографии сыграли свою роль в сокрытии правды о войне, которую вела Германия, — полагает историк. — Германские военные интересы, германский взгляд определяли то, какие фотографии показать АР, а какие скрыть».

 

АР в ответ на просьбу о комментарии по поводу исследования Шарнберг сообщило, что в ее статье описаны «люди и действия, совершенные до и во время войны, о которых АР ничего неизвестно». Агентство сообщило, что проверяет свои архивы, чтобы разобраться в этом и «лучше понять тот период».

 

Пресс-секретарь АР сказал The Guardian: «Мы продолжаем изучать вопрос, но мы категорически отрицаем, что АР „сознательно“ сотрудничало с нацистским режимом. Правильно будет сказать, что АР и другие западные информационные агентства подвергались сильному давлению со стороны нацистского режима с момента прихода Гитлера к власти в 1932 году и до изгнания АР из Германии в 1941 году. Руководство АР противостояло этому давлению и предоставляло точные, важные и объективные новости в темные и опасные времена».

 

Это исследование могло бы заинтересовать исключительно историков, если бы не тот факт, что АР сейчас снова подозревают в сотрудничестве с тоталитарными режимами. С января 2012 года, когда Ар стало единственным западным агентством, получившем разрешение открыть бюро в Пхеньяне, звучат вопросы о нейтральности и объективности северокорейского отделения агентства.

 

В 2014 году базирующееся в Вашингтоне электронное издание NK News сообщило, что в 2011 году руководство АР якобы согласилось распространять пропагандистские материалы КНДР под своим именем, чтобы получить доступ к высокодоходному рынку распространения фотоматериалов о тоталитарном государстве. Корейская народно-демократическая республика занимает второе с конца место во Всемирном индексе свободы печати.

 

Обнародованный черновик соглашения между АР и Центральным телеграфным агентством КНДР (ЦТА) показывает, что АР собиралось разрешить ЦТА выбрать одного фоторепортера и одного журналиста из корейского пропагандистского ведомства для работы в бюро АР. Агентство прокомментировало это, сказав, что не стоит думать, будто у «черновика» было какое-то значение, но дополнительных объяснений об окончательной формулировке не представило.

 

Важные события, о которых сообщали международные информационные агентства, пхеньянское бюро АР не освещало, например, шестинедельное исчезновение Ким Чен Ына в сентябре и октябре 2014 года, взлом Sony Entertainment в ноябре 2014 года, предположительно, совершенный северокорейскими специалистами по кибернетической войне, а также голод в южной провинции Хванхэ.

 

Когда французское информационное агентство Agence France-Presse подписало в январе соглашение об открытии бюро в Пхеньяне, бывший шеф бюро АР в Пхеньяне Жан Ли (Jean Lee) сказал, что это свидетельствует о росте уверенности властей КНДР в возможности контролировать иностранных журналистов.

 

Агентство АР отрицает, что подчинялось цензуре: «Мы не показываем наши материалы корейскому Центральному телеграфному агентству или какому-то правительственному чиновнику до того, как публиковать их. Чиновники, в то же время, имеют право соглашаться или отказывать в интервью».

 

Нейт Тайер (Nate Thayer), бывший репортер АР в Камбодже, сказал The Guardian: «Похоже, АР ничему не научилось на своей истории. Утверждать, как они, что КНДР не контролирует их публикации — это просто смешно. Обычно говорят, что любой доступ в скрытное государство важен. Но в конце концов имеет значение то, основаны ли ваши репортажи на независимых и нейтральных источниках».

 

Филип Олтерманн, The Guardian, Великобритания

 

Перевод ИноСМИ

 

 

 

Метки по теме: ; ; ;


Комментировать \ Comments
ap-foto


bottom_banner_3
Pomosh
bottom_banner_1