Как Европа борется с инакомыслием. Андрей Правов

Дата публикации: 09 Июль 2015, 11:04

Обсуждение ситуации на Украине и в Греции во время июньского саммита Евросоюза отодвинуло на второй план еще один, довольно пикантный, пункт программы встречи в Брюсселе – рассмотрение проекта плана ЕС «по противодействию российской пропаганде». Задание подготовить такой план представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини получила еще в марте. И вот настало время отчитаться о проделанной работе.

 

Как Европа борется с инакомыслием

 

Антироссийский «пропагандистский спецназ»

 

Наши корреспонденты в ряде европейских столиц долго пытались достать текст документа, подготовленного к брюссельскому саммиту. Выяснилось, что в окончательном виде он еще просто не существует. Есть только проект, так до конца и не одобренный собравшимися в Брюсселе главами государств.

 

В том 9-страничном варианте, в котором проект плана был представлен в Брюсселе, обозначены три основных направления борьбы с «кремлевской пропагандой».

 

Главное — это продвижение ценностей Евросоюза на постсоветском пространстве. Далее – это поддержка независимых СМИ и «борьба с дезинформацией». Последний пункт повествует о необходимости выработки мер, направленных против работающих на европейскую аудиторию российских СМИ, прежде всего, конечно же, телеканала RT.

 

И крайне мало конкретики. За исключением, возможно, инициативы о создании при Внешнеполитической службе ЕС подразделения под названием EastStratComTeam. Правда, о создании такой структуры речь шла еще в марте, когда Могерини еще только получила задание подумать на тему о пропагандистском противостоянии Кремлю.

 

Как указала в интервью чешской газете «Ceske Noviny» спикер Европейского Союза по внешней политике и безопасности Майя Косьянчич, подбор кадров в центр проходил несколько месяцев на территории всех стран-членов ЕС, и уже завершен. Критерий – владение иностранными языками, в том числе русским, опыт работы в области права, политологии, коммуникации или журналистики.

 

В начале июня уже даже был назначен глава подразделения. Это бывший сотрудник чешской газеты Hospodarske noviny («Экономическая газета») Якуб Каленский — выпускник философского факультета Карлова университета с углубленным изучением русского языка.

 

По данным чешского издания «HlidaciPes», средняя месячная зарплата сотрудников антироссийского «пропагандистского спецназа» – 4350 евро. Начало активной работы – сентябрь.

 

Наш корреспондент в Праге несколько дней пытался связаться с господином Каленским. Когда ему это удалось, разговор был вежливый, но короткий, – на данный момент, дескать, не о чем говорить, звоните в сентябре, возможно, будет какая-то новая информация, пока деталей нет.

 

 

Детали все же есть…

 

Некоторые подробности плана министра иностранных дел ЕС нам все-таки обнаружить удалось.

 

Важная деталь была озвучена Могерини еще в марте, когда она заявляла, что в ЕС серьезно думают над созданием русскоязычного СМИ, направленного на аудиторию в государствах так называемого «Восточного партнерства» — Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.

 

О намерении создать на своей территории русскоязычный телеканал, примерно тогда же, по многим данным, не без консультаций в Брюсселе, заявили власти Латвии.

 

Удалось нам также обнаружить и некоторые детали работы будущего центра EastStratComTeam.

 

Как указывает в связи с его созданием английская газета «Гардиан», коммуникация, направленная на Восток, должна быть «в первую очередь сосредоточена на трансляции положительных и эффективных сообщений о политике ЕС по отношению к региону».

 

То есть, пишет газета, «Брюсселю необходимо довести до сознания людей, живущих в восточном регионе, что предлагаемые Евросоюзом реформы будут со временем иметь положительное влияние непосредственно на их повседневную жизнь. Особо подчеркивается, что стратегия должна акцентировать внимание на преимуществах, а не бюрократии, и ориентироваться на четкое объяснение положительных эффектов программ и политики ЕС, не вдаваясь в политические подробности».

 

Также в СМИ указывалось, что, согласно плану, центр призван внимательно читать и комментировать сообщения российских интернет-сайтов и телеканалов, чтобы сформировать единую «европейскую» точку зрения на их работу. По ряду данных, он будет еще и готовить рекомендации для европейских СМИ. То есть речь идет скорее о создании некоего центра по повышению эффективности западной пропаганды.

 

В этом начинании европейцев поддерживают в Вашингтоне. Так, в апреле в комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США прошли слушания, посвященные «информационной войне». Председатель комитета Эд Ройс заявил, что «российская пропагандистская машина мчится на огромной скорости, чтобы подорвать демократическую стабильность и разжечь насилие в Восточной Европе», в то время как американское вещание совершенно «беспорядочное». Комитет призвал правительство вкладывать больше средств в ведение информационных войн по всему миру. А также максимально противодействовать работе российских СМИ на зарубежную аудиторию. Конкретно — телеканала RT.

 

 

Европейцы сомневаются

 

Обеспокоенность в Брюсселе все возрастающим интересом европейцев к тому, как трактуют украинские события российские СМИ, объяснима. В ЕС понимают, что аргументы Москвы все чаще находят понимание европейской аудитории, а это означает, что общественное мнение начинает ставить под сомнение многие аргументы западной пропаганды.

 

Выясняется, что благодаря работе российских СМИ, и прежде всего телеканала RT, граждане Евросоюза получают несколько иную информацию из Киева и Донбасса. При этом все больше европейцев находят эту информацию «по крайней мере интересной», что заставляет их задавать местным политикам острые вопросы, сомневаться в правильности и даже разумности действий Брюсселя.

 

Главный из них – где доказательства еще год с лишним назад объявленного Западом присутствия на Донбассе российских войск? Европейцы старшего поколения хорошо помнят телевизионные кадры двигавшихся по улицам Праги советских танков в августе 1968 года. Сегодня подобных кадров европейское телевидение не транслирует. А если и транслирует, то оказывается, что сняты колонны российской бронетехники не сейчас, а несколько лет назад, причем не на Украине, а, например, на Кавказе, во время войны в Южной Осетии 2008 года.

 

Подобные, мягко говоря, «неточности» вызывают недоверие аудитории и к другим аргументам. Например, к тому, что в Донецке и Луганске жилые дома обстреливают из артиллерии сами ополченцы. Когда выясняется, что в обстреливаемых домах проживают семьи этих самых ополченцев, подобные доводы выглядят крайне неубедительно, даже цинично. Да и образ украинских военных приобретает все менее романтический характер. Особенно после сообщений о беспределе, творимом на Донбассе одетыми в военную форму националистами.

 

Еще один пример – недавнее интервью британскому телеканалу Би-би-си бывшего президента Украины Виктора Януковича. Спустя некоторое время после его трансляции зрители в Европе узнали, что из интервью был удален большой кусок, касающийся ситуации вокруг Крыма и конкретно слова Януковича, что за выход полуострова из состава Украины и за присоединение его к России на референдуме в Крыму проголосовало 90 процентов жителей.

 

Почему западные СМИ скрывают часть информации? Все больше людей в странах ЕС начали об этом задумываться. Возможно, их обманывают?

 

Надо разобраться, решает европеец и переключает свой телевизор на канал RT.

 

 

Запретить вещание!

 

Еще одна важная деталь плана. Несколько месяцев назад в европейских СМИ появлялась информация, что план Могерини может предполагать определенный нажим на различные национальные «надзорные органы» стран Евросоюза по противостоянию «московской пропаганде».

 

Недавно некий орган надзора за работой СМИ германской федеральной земли Тюрингия, по инициативе местных парламентариев, провел проверку деятельности немецкого телеканала Salve.TV в связи с тем, что он предложил вниманию зрителей одну из программ RT. Орган надзора признал ее «односторонней». Была здесь «подсказка» со стороны Брюсселя, или нет — неизвестно. Но не исключено.

 

Как сказал главный редактор Salve.TV Клаус-Дитер Бем, его просто потрясла поддержка трансляции телезрителями. «Об этом свидетельствуют письма, которые мы получаем. Ранее ничего подобного не происходило. Люди удовлетворяют свою потребность в информации, о которой в Германии мало кому было известно. Мы очень рады такой реакции», — сказал он.

 

«Ту злостную антироссийскую пропаганду, которую проводили все это время, нельзя назвать разнообразием в СМИ. В принципе, везде писали об одном и том же. И я очень рад тому, что один из каналов смело и открыто заявляет о готовности поделиться другой точкой зрения», — заявил один из зрителей.

 

 

Дойдет ли дело до «глушилок»?

 

Как-то менять принципы информационной работы, касающейся Украины, в Евросоюзе явно не готовы. Судя по всему, Брюссель, равно как и Вашингтон, намерены и дальше отстаивать только свою правду. С этой целью и создается при Внешнеполитической службе ЕС специальное подразделение под названием EastStratComTeam.

 

И если эта тенденция продолжится и дальше, мы можем стать свидетелями не только законодательных запретов на деятельность российских СМИ в разных странах мира, но и создания памятной по годам «холодной войны» сети так называемых «глушилок».

 

Тогда в СССР публиковали в газетах карикатуры, изображая радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» чудищами с длинными «языками лжи», а существование «глушилок» объясняли «коварными происками вражеской пропаганды». На Западе же указывали, что Москва, дескать, «не терпит инакомыслия» и «боится правды». Получается, что стороны поменялись местами?

 

Андрей Правов

 

 

 

 

Метки по теме:


Комментировать \ Comments
TV_1029093182


bottom_banner_3
Pomosh
bottom_banner_1