Трепещи, Северная Корея: Украина идёт на рекорд. Роман Травин

Дата публикации: 30 марта 2015, 17:27

Минул год, как по инициативе Нацсовета, курирующего ТВ и радиовещанию, на Украине запретили вещание российских каналы. Борьба с «непатриотичным» контентом в украинском теле- и радиоэфире не останавливается ни на миг. Теперь Нацсовет требует еще больше полномочий.

 

Национальный совет по телевидению и радиовещанию

 

Как известно, после исчезновения российских «кнопок» из украинского эфира, абсолютно все общегосударственные украинские телеканалы заняли либо лояльную, либо гиперлояльную к нынешней киевской власти позицию. Редкие, достаточно робкие попытки отдельных журналистов показать точку зрения или просто сделать сбалансированный репортаж, сразу вызывали давление и со стороны радикально настроенных коллег, и со стороны руководства, и со стороны политиков и различных госструктур, в первую очередь Нацсовета.

 

Одним из наиболее резонансных событий такого рода стало выступление «по скайпу» известного российского журналиста Максима Шевченко на ток-шоу «Шустер Live» 13 февраля.

 

После этого эфира, сразу у двух украинских телеканалов – «112 Украина» и «24-го» – которые транслировали это ток-шоу, возникли проблемы.

 

И хотя представительница «112»-го Людмила Пысанка поспешила заявить, что подобная ситуация недопустима, а канал впредь готов не только контролировать процесс приглашения гостей, но и даже прерывать эфир в аналогичных случаях. Уже менее чем через неделю Нацсовет вынес каналу предупреждение.

 

Их куда более лояльные коллеги с «24»-го отделались легким испугом. Руководство этого канала приняло решение расторгнуть контракт со студией «Савика Шустера». Поэтому Нацсовет по телерадиовещанию просто принял «проступок» к сведению, а выносить предупреждение не стал.

 

Пикантность данной конкретной ситуации заключается в том, что объектом травли стал Савик Шустер – известный русофоб, сторонник АТО, человек, сделавший для победы «евромайдана» очень много и один из наиболее влиятельных журналистов на Украине

 

Одновременно со «112»-м, предупреждение, по итогам внеплановой проверки, получил и телеканал «Интер», в том числе, за снижение объемов национального продукта и демонстрацию фильмов с актерами, выражающими антиукраинскую позицию, в частности с Ольгой Кабо. Это второе предупреждение, первое канал получил за то, что в новогоднюю ночь показал Голубой огонек с российскими звездами.

 

Незадолго до этого предупреждение получило «Вести.Радио» поводом стало интервью с Андреем Портновым – известным юристом и бывшим сотрудником администрации Виктора Януковича, а телеканал «News One» получил предупреждение за интервью с экс-премьером Николаем Азаровым.

 

Самый свежий и резонансный скандал – лишение лицензии телеканала «Euronews» 19 марта. На сайте Нацсовета по телерадиовещанию это решение поясняется техническими причинами, но в комментариях прессе председатель Нацсовета Юрий Артеменко был более откровенен: «Коллектив, который должен был делать этот продукт, базируется в городе Лионе, Франция, делает свой продукт так, как пожелает, ориентируется на свои ценности».

 

Т.е. контролировать контент этого канала с Украины не получалось.

 

Месяцем ранее Нацсоветом было признано не соответствующим требованиям украинского законодательства содержание передач телеканала «Мир 24», который специализируется на освещении новостей и другой информации о государствах-членах СНГ. Среди учредителей этого СМИ девять стран СНГ и Грузия.

 

Список подобных решений можно продолжить. Казалось бы, все в порядке: инакомыслящих «банят» с завидной системностью, и переживать особо не о чем. Однако – нет. Оказывается, чиновникам-цензорам не хватает полномочий для борьбы с «информационной угрозой». Так, недавно Нацсовет предпринял попытку законодательно расширить собственные полномочия практически до диктаторских.

 

Сейчас решение о прекращении действия лицензии должно приниматься в суде, причем обратиться туда Нацсовет имеет право после нескольких предупреждений и наложенных на вещателей штрафов. В проекте закона предлагалось предоставить Нацсовету право на немедленное временное приостановление лицензии и вещания, которое лишь потом уже будет рассматриваться судом, который уже или оставит в силе это решение, или отменит. Причем перечень оснований для этого расширяется, в том числе за счет законодательства, регулирующего режим АТО, режим чрезвычайного и военного положения, а также избирательного законодательства.

 

Верховная Рада одиозный законопроект все-таки провалила, и Нацсовет пока не получил полномочий лишать лицензии и перекрывать эфир любому каналу или радиостанции просто по одному щелчку пальцев чиновника.

 

Но в Нацсовете не унывают. На фоне резонансного скандала с Euronews, оказалась почти незамеченной очередная инициатива этой организации. Нацсовет инициировал «диалог с телеканалами по вопросам наполнения эфира».

 

Согласно украинскому законодательству сегодня в общем объеме вещания каждого телеканала или радиостанции не менее 50% объемов контента должен составлять «национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения украинских авторов или исполнителей. Кроме того лицензиаты в промежутках между 07:00 и 23:00 должны придерживаться таких пропорций между украинскими и иностранными программами: программы европейского производства должны составлять не менее 50 процентов, в том числе, не менее 50% – программы украинского производства».

 

Сегодня эта норма соблюдается не всегда, потому что, с одной стороны, не хватает востребованного украинского контента, с другой, потому что популярные российские сериалы или музыкальные хиты привлекают бОльшую аудиторию, а значит и рекламодателей, чем аналогичный украинский или европейский продукт. Кто-то идет на открытые нарушения, кто-то хитрит.

 

Так в одном из своих интервью заместитель главы Нацсовета по телерадиовещанию Григорий Шверк сетовал: «Мы сейчас мониторим телеканалы, в том числе Интер, на соблюдение этой нормы. Но она имеет достаточно широкую трактовку. Например, если хотя бы один гражданин Украины задействован в съемочном процессе русского фильма, сериала или программы, то это уже не российский продукт. Если так анализировать – проходят все телеканалы… Например, никто у Кобзона не забрал титул украинского народного артиста. Поэтому когда он присутствует в какой-то передаче, он дает этой передаче статус украинской. Хотя это абсурд». По словам Шверка, необходимы новые более жесткие правила.

 

Ответственный секретарь организации Екатерина Котенко считает необходимым отойти от формального подхода, а телеканалы, по ее мнению, должны понимать требования общества, его стремления иметь в эфире больше национального продукта.

 

То есть в Нацсовете не довольны с одной стороны либеральностью законодательства по отношению к вещателям, которые позволяют себе транслировать недостаточно патриотичный продукт. С другой – недостаточной сознательностью телеканалов и радиостанций, которые транслируют востребованный, а не патриотический контент.

 

Представители ряда телеканалов уже поспешили взять под козырек и заявили, что позитивно воспринимают такие инициативы регулятора.

 

Совершенно очевидно, что системное выдавливание из украинского эфира всего, что не вписывается в заданный нынешней властью шаблон, продолжится и дальше. В идеале в «единой стране», видимо, должен появиться «единый канал», пусть и на разных кнопках.

 

Роман Травин

 


Комментировать \ Comments
Самые популярные новости соцсетей

bottom_banner_3
Pomosh
bottom_banner_1